20 февраля 2013 года в ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» состоялось III занятие республиканской «Школы молодого педагога» по теме: «Воспитательная система школы в условиях реализации ФГОС: сущность, содержание, управление», на которое были приглашены молодые специалисты системы образования республики, стремящиеся совершенствовать и расширять свои знания в области педагогической науки, развивать свой интеллект и профессиональное самосознание. Всего присутствовало 41 человек, из них 32 учителя первого года работы.


С приветственным словом к педагогам обратилась заместитель министра образования Республики Мордовия Елена Петровна Солдатова. Общаясь с молодыми учителями, она выяснила, какие предметы они преподают, с какими проблемами сталкиваются, дала советы по организации учебно-воспитательного процесса и по работе с родителями. Елену Петровну порадовал тот факт, что в школу приходят молодые учителя-мужчины. На занятии Школы присутствовали:

  • Петров Николай Семенович, учитель информатики МБОУ «Варжеляйская СОШ» Торбеевского района,
  • Ошкин Михаил Васильевич, учитель физической культуры МБОУ «Старошайговская СОШ №2»,
  • Сергеев Александр Викторович, учитель математики и информатики МОУ «СОШ № 25» г.о.Саранск,
  • Баранов Алексей Юрьевич, учитель истории и обществознания МБОУ «Сивинская СОШ» Краснослободского района,
  • Дутов Максим Николаевич, учитель физической культуры МОУ «СОШ № 1» г.о.Саранск,
  • Парамонов Дмитрий Вячеславович, учитель русского языка и литературы МБОУ «Арх-Галицынская ООШ» Рузаевского района,
  • Косынкин Александр Евгеньевич, учитель физической культуры МБОУ «Оброченская СОШ» Ичалковского района).

Самсонова Татьяна Васильевна, проректор по научно-методической работе ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования», рассказала молодым учителям о деятельности института, его кафедрах, центрах и отделах, представила руководителей структурных подразделений, методистов-предметников и преподавателей. Тематическое выступление Татьяны Васильевны было посвящено реализации федеральных государственных стандартов общего образования в части выполнения требований к личностным результатам освоения основных образовательных программ общего образования.
Главная государственная образовательная стратегия на основе теории человеческого капитала, которая была представлена молодым педагогам, была сформулирована в нескольких ключевых идеях:
1) «встраивание детей и молодѐжи в созидательную жизнь» вместо «подготовки детей и молодѐжи к жизни»;
2) «производящая мощность личности» - главный критерий качества образования;
3) инфраструктура и практика капитализации человеческого потенциала в школе в виде производственных минитехнопарков и детско-взрослых образовательных производств наряду с инфраструктурами учѐбы, спорта и досуга;
4) школа строит свою страну, хозяйственно обустраивает себя, ближайший социум, реализует в рамках этой миссии амбициозные проекты и разворачивает на их основе воспитательную жизнь школьного сообщества взрослых и детей;
5) широкая политехнизация содержания образования, насыщение его прикладными задачами и практиками и т.п.
В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется, необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Особенно важно научиться новым способам взаимодействия с окружающими нас людьми. В настоящее время не нужно доказывать, что межличностное общение – совершенно необходимое условие жизнедеятельности людей, что без него невозможно полноценное формирование личности. В отрыве от общества человек не сможет полноценно развиваться, невозможно полноценное развитие ни одной психической функции и процесса. О проблемах межличностных отношений участников образовательного процесса и путях решения рассказала Иневаткина Светлана Евгеньевна, психолог, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и управления образованием ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО». В её докладе также были обозначены психологические основы изучения группы учащихся и составления психолого-педагогической характеристики.
Рассматривать вопросы межличностных отношений в своем выступлении продолжила методист по воспитательной работе кафедры педагогики, психологии и управления образованием ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» Русяева Нина Михайловна. Школа или развивает нравственные качества ребёнка, заложенные в семье, или вынуждена его перевоспитывать. Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя - это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В обоих случаях педагог должен знать семейную нравственную ситуацию, а родители - знать нравственно-педагогические требования учителя. Нина Михайловна рассказала молодым педагогам о месте классного руководителя в воспитательном пространстве образовательного учреждения и о том, как наладить взаимодействие педагога с родителями учащихся. Классный руководитель МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №32» г.о. Саранск Клинкова Татьяна Владимировна, рассказала о своем опыте работы классным руководителем.
Несмотря на большую работу, проводимую школой, растет уровень подростковой преступности, что в значительной мере предопределяет будущую криминогенную ситуацию в России. Растет число подростков, неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Всё больше втягивается подростков в преступный бизнес, продажу наркотиков и многое другое. Причин тому множество. Одной из них является недостаточное внимание со стороны педагогов к «трудным» детям, недоработки в воспитательно-профилактической работе. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Основой ранней профилактики является, прежде всего, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь, сотрудничество образовательных учреждений с МВД, ПДН и др. могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям. Об этом рассказала Шарахова Лариса Николаевна, директор Центра поддержки и сопровождения проектов ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО».
Защита прав несовершеннолетних также занимает важное место в работе педагога и особенно классного руководителя. Это система работы, обеспечивающая нормальные социальные условия для физического, духовного, нравственного и  умственного формирования, развития и функционирования детей, предотвращение ущемления их человеческого достоинства, интересов и прав. В узком смысле, это деятельность, которую педагог направляет на защиту детей, оказавшихся в особо трудных ситуациях (дети из многодетных семей, сироты, дети-инвалиды, беженцы и другие, которые нуждаются в  особой социальной защите). А в широком смысле – это социально защитная работа со всеми детьми и их родителями в разных направлениях. Наумова Нина Александровна, начальник отдела социально-правовой защиты детства и специального образования ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО», рассказала молодым педагогам о выявлении детей, нуждающихся в помощи государства, о защите их прав.
Общество всегда предъявляло,  и будет предъявлять, к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в современном мире и различных сферах общественной жизни, иметь знания в близлежащих научных областях, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Ключевым фактором для профессионального самосовершенствования  должно стать самообразование. Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но самое главное – это желание педагога работать над собой, стремление и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретёнными в процессе самообразования. Здесь неоценимую помощь оказывает библиотека. «Библиотека Мордовского республиканского института образования имеет большой потенциал, необходимый для использования в образовательной и научно-исследовательской деятельности, и является центром информационно-методической поддержки работников образования», - сказала Налейкина Елена Владимировна, методист библиотеки ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО».
Необходимые методические материалы молодые учителя могут найти не только, приехав в институт образования, но и дома, выйдя на республиканский сайт «Школа молодого педагога». О сайте рассказала Горявская Татьяна Петровна, методист Центра поддержки и сопровождения проектов ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО». Адрес сайта: http://shmp.edurm.ru.
На практической части занятия молодым педагогам был представлен мастер-класс «Формирование национального самосознания школьников при изучении мировой художественной культуры» Пучковой Марией Владимировной, учителем МХК МОУ «Гимназия № 19» г.о. Саранск, которая является победителем республиканского конкурса «Учитель года – 2010». Классный час «Мама ждет» представила Канаева Светлана Владимировна, педагог организатор ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Саранский строительный техникум».
По окончании занятия с конкретными вопросами молодые педагоги разошлись по кафедрам для индивидуальной работы с методистами – предметниками МРИО.

Смотреть фотоотчет