Профессиональный и гражданский рост молодого педагога является фундаментальным стратегическим ресурсом, определяющим жизнеспособность и инновационный потенциал системы образования Республики Мордовия. Сегодня в республике много делается для повышения престижа учительской профессии, профессиональной и социальной адаптации молодых педагогов.
В рамках республиканского образовательного форума Республики Мордовия – 2013 «Новое законодательство в области образования – гарант доступности и обеспечения его качества» 21 августа 2013 года на базе ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» состоится заседание Школы молодого педагога «Моя инициатива в образовании». Начало заседания 10.00 часов.


В программе заседания:
Основные доклады:
Основные направления осуществления современной государственной политики в сфере образования.
Солдатова Елена Петровна, заместитель Министра образования Республики Мордовия.
2. Новое в законодательстве об образовании в Российской Федерации и Республике Мордовия.
Чиндяйкин Юрий Георгиевич, канд. ист. наук, доцент кафедры гуманитарного образования МРИО
3. Престиж профессии учителя. Моя педагогическая династия Белодедовых.
Белодедова Ольга Ивановна, заместитель директора МБОУ «Кемлянская СОШ» Ичалковского района.
Белодедова Юлия Игорьевна, США (в режиме видеоконференции).

Выступления:
1. Перспективы деятельности республиканской Школы молодого педагога на 2013 - 2014 учебный год. Поддержка республиканского сайта shmp.edurm.ru.
Шарахова Лариса Николаевна, директор центра поддержки и сопровождения проектов МРИО
2. Молодой учитель в социальном векторе.
Рунова Ольга Александровна, учитель математики МБОУ «Приреченская СОШ» Рузаевского района
3. Обучение в школе с использованием наборов LEGO-роботов.
Федотова Оксана Сергеевна, учитель МБОУ «Рождественская СОШ» Ичалковского района
4. Молодые ученые школе. Презентация деятельности конструкторского бюро «Фотон» МОУ «Лицей № 26» г.о. Саранск.
Брагин Анатолий Валерьевич, преподаватель кафедры радиотехники института физики и химии МГУ им. Н.П. Огарева
5. Обучение иностранным языкам как средству межкультурного общения на младшей ступени обучения.
Перункова Ирина Александровна, учитель английского языка МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 24» г.о. Саранск
6. Научно-методические аспекты использования ЭОР нового поколения в образовательной деятельности
Базина Ольга Владимировна, заместитель директора по НМР МБОУ «Комсомольская СОШ № 2» Чамзинского района
7. Электронный дневник школьника в Республики Мордовия: возможности и преимущества системы.
Ерофеева Наталья Николаевна, учитель МОУ «Лицей № 26» г.о. Саранск
8. Школьный музей как центр гражданско-нравственного воспитания детей.
Озерова Ираида Дмитриевна, учитель истории МБОУ «Ардатовская СОШ» Ардатовского района (Видеоролик)
9. Системно-деятельностный подход на уроках физической культуры.
Маркинов Дмитрий Федорович, учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 17» г. Рузаевки
10. Предшкольная подготовка детей в группе раннего развития «Малышок».
Семенова Ирина Егоровна, педагог дополнительного образования МУ ДОД «Дом детского творчества» Ковылкинского района
11. Квилинг - путь к творчеству, развитию личности ребенка, его фантазии и творческих возможностей.
Голюшонкова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Лицей № 31» г.о. Саранск

Вопросы для обсуждения:
1. Как стать успешным?
Курмангалиев Эльдар Ибрахимович, учитель информатики МБОУ «Кадошкинская средняя общеобразовательная школа» Кадошкинского района, суперфиналист республиканского конкурса «Учитель года Республики Мордовия - 2012»
Вишнякова Анастасия Николаевна, учитель истории МБОУ «Новотроицкая СОШ» Старошайговского района, победитель муниципального конкурса «Педагогический дебют».
Любовь Алексеевна Волкова, учитель истории МБОУ «Новотроицкая СОШ» Старошайговского района, наставник, представитель педагогической династии
Земкина Ольга Федоровна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 44» г.о. Саранск, победитель городского этапа конкурса «Воспитатель года - 2013»
2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС ОО.
Козлов Сергей Викторович, учитель истории и обществознания МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Лямбирского района
Кудаева Ксения Юрьевна, учитель иностранных языков МОУ «СОШ № 25» г.о. Саранск
Басалаева Екатерина Викторовна, учитель химии и биологии МОУ «СОШ № 8» г.о. Саранск
Котина Светлана Анатольевна, учитель английского языка МОУ «Луховская СОШ» г.о. Саранск

Творческий отчет:
1. Марфина Елена Ивановна, учитель физической культуры МБОУ «Гуменская СОШ» Краснослободского района (Портфолио)
2. Юсупова Руфина Надировна, учитель английского языка МБОУ «Торбеевская СОШ» Торбеевского района
3. Данильчев Александр Алексеевич, учитель эрзянского языка МОУ «Лицей № 26» г.о. Саранск, победитель городского конкурса молодых учителей «Признание»
4. Гвоздиков Сергей Николаевич, учитель технологии МБОУ «Козловская СОШ» Атяшевского района (Выставка творческих работ)

Работа по созданию сетевого сообщества молодых педагогов.

Презентация новой методической литературы и учебников.
Подведение итогов работы секции, принятие рекомендаций.

Приглашаем принять участие в заседании учителей - молодых специалистов, представителей педагогических династий, учителей-наставников.
Ответственный модератор: Шарахова Лариса Николаевна, директор центра поддержки и сопровождения проектов МРИО.
Контактный телефон: 8-927-27-568-32

ПРОЕКТ

Рекомендации
участников заседания республиканской Школы молодого педагога
«Моя инициатива в образовании»
21 августа 2013 года

Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Профессиональный и гражданский рост молодого педагога является фундаментальным стратегическим ресурсом, определяющим жизнеспособность и инновационный потенциал системы образования Республики Мордовия. Сегодня в республике много делается для повышения престижа учительской профессии, профессиональной и социальной адаптации молодых коллег, пришедших в педагогические коллективы.
Решением Главы республики установлены ежемесячные надбавки для начинающих учителей, в первый год работы в школе учителя вместе с основной зарплатой получают ежемесячные надбавки. Утверждена и реализуется подпрограмма «Предоставление мер социальной поддержки молодым учителям на возмещение части затрат в связи с получением ипотечного кредита» на 2012 - 2015 гг. В общеобразовательных учреждениях в рамках проекта модернизации образования создаются современные условия работы, широко внедряются информационные технологии, обновляется учебное оборудование, пополняется учебная и учебно-методическая база.
С целью повышения профессионального мастерства начинающих педагогов, оказания им методической помощи с 2012 – 2013 учебного года на базе ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» работает Школа молодого педагога, на образовательном портале создан и функционирует одноименный сайт shmp.edurm.ru. Занятия в Школе ориентированы на молодых педагогов, профессиональный педагогический стаж которых не превышает 3-х лет. Для проведения мастер-классов, открытых уроков, обмена опытом работы приглашаются педагоги-наставники, учителя, получившие премию Президента Российской Федерации и Главы Республики Мордовия, а также победители различных профессиональных конкурсов.
Тем не менее в общеобразовательных учреждениях республики на сегодняшний день существует 189 вакансий, более 30 вакансий в учреждениях дошкольного и дополнительного образования. Школам требуется 31 учитель иностранного языка, 21 учитель математики, 21 учитель физической культуры, 17 учителей физики, 17 учителей химии.
Молодые учителя, не смотря на хорошую теоретическую подготовку, часто испытывают трудности в повседневной практике: при организации учебной и внеклассной работы, в работе с родителями, во взаимоотношениях с коллегами. Положение зачастую усугубляется недостаточной организованностью и активностью молодых педагогов. Следует отметить, что в ряде школ не проводится систематическая целенаправленная работа с молодыми учителями, отсутствуют институты наставничества.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники заседания Школы молодого педагога «Моя инициатива образованию» рекомендуют:

1. Министерству образования Республики Мордовия, ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО»:
- организовать общественное объединение молодых педагогов Республики Мордовия с созданием на сайте shmp.edurm.ru сетевого сообщества учителей и их наставников;
- развивать и совершенствовать базу данных о молодых педагогах Республики Мордовия;
- продолжить деятельность республиканской Школы молодых педагогов в соответствии с программой;
- сосредоточить работу Школы на изучении основных направлений обновления содержания образования в основной школе в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (по предметным областям);
- организовать обучение молодых учителей и посещение ими открытых занятий высококвалифицированных учителей по использованию ИКТ и сетевых образовательных ресурсов нового поколения в образовательной деятельности (с учетом специфики учебного предмета);
- в 2014 году провести республиканский слёт молодых педагогов.

2. Органам, осуществляющим управление в сфере образования, муниципальным методическим службам:
- активизировать, систематизировать работу с молодыми учителями на муниципальном и учрежденческом уровнях;
- осуществлять психолого-педагогическую поддержку и создавать для молодых педагогов привлекательные условия труда;
- кабинеты молодых учителей оснащать в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
- пополнять учебную и учебно-методическую базу ОУ в соответствии с требованиями ФГОС;
- формировать у молодых педагогов культуру общественной деятельности, с этой целью привлекать их к работе органов государственно-общественного управления ОУ;
- использовать средства массовой информации для популяризации профессии педагога, повышения статуса и имиджа учителя в обществе.

3. Молодым педагогам:
- постоянно совершенствовать свое мастерство, заниматься самообразованием, посещать разнообразные мастер-классы, открытые уроки и тренинги;
- активнее принимать участие в профессиональных конкурсах, муниципальных и республиканских мероприятиях, раскрывающих индивидуальные педагогические способности педагогов;
- активнее внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии обучения и воспитания;
- участвовать в научно-исследовательской и инновационной деятельности образовательного учреждения;
- совершенствовать модели организации внеурочной деятельности, способствующие развитию духовно-нравственной культуры школьников;
- активизировать воспитательную работу с учащимися с целью организации содержательного досуга, общения и общественно-полезной деятельности;
- формировать проектировочные умения как приоритетные формы деятельности по социализации школьников.

Хорошее образование требует постоянного обновления. Профессионализм и мастерство опытных педагогов и инициатива молодых, сочетание традиционных методов работы и передовых идей, тандем мудрости и молодости обеспечивают сегодня развитие системы образования, повышение качества образования.